Поймай ветер Духа

Размышления епископа Кристиана Альстеда о главах 1 и 2 Деяний

Старая китайская пословица гласит: «Когда дует ветер перемен, одни строят буреломы, а другие строят ветряные мельницы».

Утром Пятидесятницы в Иерусалиме ученики были за закрытыми дверями, занятые собой и друг другом. Они размышляли о своем опыте и своих неудачах. Я предполагаю, что они говорили о воскресении Иисуса и о том, что Он имел в виду, когда сказал, что им следует ждать в Иерусалиме, пока они не будут наделены силой свыше. Они уже ждали 10 дней, и никто из них не знает, сколько им еще ждать. Теперь это стало Пятидесятницей, окончанием празднования Пасхи иудеев и праздником Закона Божия Десяти Заповедей.

Внезапно ожидание закончилось — оно приходит внезапно, подавляюще и сильно. Раздается завывание сильного ветра, и он наполняет весь дом, появляются языки огня на каждом из них, на мужчинах и на женщинах (Деян. 1:14-16), и все наполняются Духом Святым, и начинают говорить на других языках в соответствии с тем, что Дух приводит в движение их. (Деяния 2:1-13) Дул ветер Духа, и вместо защиты от ветра они начали строить ветряные мельницы.

В Пятидесятницу евреи праздновали, что им был дан закон, Десять Заповедей, и они стали народом, народом Божьим. Для последователей Иисуса Пятидесятница означает, что Бог создал новый народ, который постепенно стал называться христианами. Пятидесятница отмечает рождение церкви; тем не менее, это была определенно другая церковь, чем хорошо организованные деноминации, которые мы знаем сегодня, с обученными священниками, формами, ритуалами и службами, зданиями и мероприятиями – и даже большими экранами, и прямыми трансляциями.

Иисус был самым центром их общения — они следовали за Ним, они слушали Его, они видели Его, они учились у Него — теперь они должны быть Его свидетелями, теперь они должны делать учеников из мужчин и женщин, чтобы крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и научить их всему тому, что они сами видели и слышали и научились от Него. И теперь Он будет присутствовать с ними, как Святой Дух — везде, всегда и везде. 

За один день их количество увеличивается со 120 до более чем 3000 человек (Деяния 2:41) — они становятся движением, которое продолжает стремительно расти и за которое несут ответственность первоначальные ученики, наряду с некоторыми другими. Первые ученики выбираются, чтобы помочь всем многочисленным людям стать последователями Иисуса. Это огромная задача, которая быстро оказывается еще более сложной, потому что существует массовая оппозиция, не в последнюю очередь со стороны еврейской общины и римских властей.

Первые методисты пережили подобный опыт ранним утром в новогоднюю ночь 1739 года. Их было около 60 человек, собравшихся в так называемом Обществе Феттер-лейн, и они молились всю ночь:

«Около 3 часов утра, когда мы молились, сила Божия сошла на нас так сильно, что многие громко вскричали от радости, и многие упали на землю. Вдохновлены присутствием Божьего величия, мы разразились песней». Вот как Джон Уэсли в своем дневнике пишет об этом опыте.

Этот опыт Святого Духа был плодотворным. Уэсли был занят своей духовной жизнью, теперь он обратил внимание на других. Два месяца спустя один из его друзей и коллег, Джордж Уитфилд, проповедовал среди бедных шахтеров на юге Англии. Он пригласил Джона Уэсли прийти и посмотреть, что происходит, но у Уэсли было много оговорок: проповедовать следует в церквях в упорядоченных условиях. Кроме того, он сам был озабочен своей внешностью и одеждой, не терпел пятен на одежде. Он был интровертом и предпочел бы быть в библиотеке, чем среди обычных людей. Но, несмотря на его многочисленные оговорки, Святой Дух действовал. Когда Уэсли увидел множество людей и заметил, как они реагировали на послание об Иисусе, он понял, что это наше призвание, это Божья работа…

Уэсли записал свое отвращение к проповеди на открытом воздухе, но Он также понимает, что Бог действует.

«В 4 часа пополудни я сдался и принялся за неприятное, проповедуя благую весть спасения на дорогах — с небольшого стенда около города я насчитал около 3000 человек. Писание, которое я использовал, было: «Дух Божий на мне, ибо Он помазал меня благовествовать бедным».

Пятидесятница открывает наши сердца и умы для новых перспектив – там есть мир, там есть люди…

Ученики были озабочены своим общением, они предпочитали безопасность и заботу о себе. Подобным образом церкви могут замыкаться в себе и погружаться в себя, сосредотачиваясь исключительно друг на друге и на поддержании и укреплении того, что у них уже есть. Но все мы знаем, что происходит с домом, который долгое время стоял без проветривания – он становится тяжелым, душным, сырым и плохо пахнет.

Когда веет Дух — может возникнуть искушение построить бурелом, заползти в укрытие и остаться внутри — но ранние христиане и ранние методисты строили ветряные мельницы, они позволяли себе двигаться, и они были преобразованы движением Духа. – Мы должны делать то же самое.

Дух сошел на них, и с этого момента они кажутся мужественными и решительными — они говорят с твердостью и силой — и не в последнюю очередь с проницательностью, которая намного больше, чем знание, понимание и опыт. Дух заставил кусочки встать на свои места.

Именно с такой проницательностью и мужеством Петр произносит свою первую проповедь — вместе со Святым Духом она произвела глубокое впечатление на слушателей. Что нам делать? Они спросили. Покайтесь, начните идти в новом направлении, креститесь и получите прощение за все свои проступки — и получите дар Святого Духа. Это для вас и для всех людей.

В день Пятидесятницы Святой Дух дал первым христианам мужество отстаивать свою веру, громко и ясно говорить о Боге, пришедшем к нам в Иисусе Христе, который жил, умер и воскрес — и который сейчас послал нам Святой Дух. (Деяния 2:14 и далее)

Это было незадолго до того, как тюремное заключение, пытки и казни стали одними из последствий того, что люди говорили об Иисусе и о его царстве. (Деяния 4:1-22)

Но когда дело доходит до любви ко всем людям, защиты слабых, заботы о нуждающихся, мы не можем идти на компромиссы. Когда дело доходит до противостояния несправедливости, безжалостности, бессердечию, жадности, эгоизму и самонадеянности, мы не можем молчать.

Это Дух перемен, Дух обновления, Дух преображения, который веет утром Пятидесятницы – и сейчас не время строить буреломы, сейчас нам нужно строить ветряные мельницы, и мы должны строить много их. Есть миллионы людей, которые должны слышать, видеть, обонять и чувствовать, что Иисус, Сын Божий, пришел в мир, что Он жил, умер и воскрес из мертвых – и что Он безоговорочно и безгранично любит всех людей мира.

Я, со своей стороны, готов стать таким, как все, и сделать все, чтобы хоть кто-то познал Его. Так сказал Павел, наполненный до краев Духом. (1.Кор. 9:19-23) Я думаю так же, я готов на все ради Евангелия, чтобы хоть кто-то мог познать Иисуса Христа… и когда ветер Святого Духа дует, я хочу строить ветряные мельницы.